Содержание
изучаемого материала.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий
для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как
особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение
спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной
терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру
поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение
ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового
поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому
делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных
ситуациях.
Все игры этого
раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные
театральные игры.
Общеразвивающие игры
способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают
предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.).
Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать
различные ситуации с разных позиций.
Специальные
театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают
воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где
все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых
обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим
действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо
знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего
тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно,
что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец
пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под
влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на
команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь
в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений;
учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность
искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных
с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи
и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют
творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей,
пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять
предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со
специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми
предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3
вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные
упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную
образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать
четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел
предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре
(драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое
оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать
декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и
включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов
к рождению спектакля:
-
выбор
пьесы и обсуждение ее сдетьми;
-
деление
пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
-
работа
над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
-
поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
-
создание
совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
-
переход
к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов
поведения отдельных персонажей;
-
работа
над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление
отдельных мизансцен;
-
репетиция
отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с
музыкальным оформлением;
-
рапетиция
всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
-
назначение
ответственных за смену декораций и реквизита;
-
премьера
спектакля;
- повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые
слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел
предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися
собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам
достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть
искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного
развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы
оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение
показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого
участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение
спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции
перед новым показом.