Описание основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кольцовская СОШ»



Описание
основной образовательной программы
начального общего образования

 

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольцовская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики разработана в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576), примерной основной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола от 28.10.2015 г. № 3/15 федерального учебно–методического объединения по общему образованию).

ООП НОО разработана в соответствии со стратегией развития уровня начального общего образования школы и системой тактических задач по реализации стратегических целей в образовательной деятельности.

Целью реализации образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кольцовская СОШ» является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих планируемых  результатов образования:

– личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно–смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально–личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– формирование у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности;

– духовно–нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального  благополучия;

– развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальность каждого  ребенка;

– создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данном уровне, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие уровни образования и во внешкольную практику.

В ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП НОО.

Структура программы включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

– пояснительную записку; 

– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

– программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

– рабочая программа воспитания;

– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

– программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

– учебный план начального общего образования;

– план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы;

– систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Пояснительная записка раскрывает цели начального общего образования, конкретизирует их в соответствии с требованиями ФГОС, спецификой образовательного учреждения и учебно – методическим комплектом, используемым в начальной школе.

Рабочие программы по всем учебным предметам конкретизируют цели образовательной программы применительно к предмету. Учебный план соответствует требованиям ФГОС НОО.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

– учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно–воспитательных целей и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Представлены три образовательные составляющие планируемого результата: предметные, метапредметные, личностные.

Планируемые результаты:

– обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

– являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно–методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно–деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно–практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Программы, имеющие воспитательную и социальную направленность, содержат перечень планируемых результатов воспитания, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю урочной и внеурочной деятельности.

Разработана процедура системы планируемых результатов. Она обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Совместная работа учителя и обучающегося ориентирована на фиксацию индивидуального прогресса обучающихся (портфолио). Акцент в проектировании образовательного процесса в условиях ФГОС и освоения ООП НОО сделан на использовании современных образовательных технологий. В процессе изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия