Описание
основной образовательной программы
начального общего образования
Основная
образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольцовская средняя
общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики разработана
в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273–ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576), примерной основной образовательной
программы начального общего образования (в редакции протокола от 28.10.2015 г.
№ 3/15 федерального учебно–методического объединения по общему образованию).
ООП
НОО разработана в соответствии со стратегией развития уровня начального общего
образования школы и системой тактических задач по реализации стратегических
целей в образовательной деятельности.
Целью реализации образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кольцовская СОШ» является обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной
школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Образовательная программа предусматривает
достижение следующих планируемых
результатов образования:
– личностные результаты — готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно–смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально–личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
– метапредметные результаты —
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);
– предметные результаты —
освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов (в условиях урочной и
внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной
области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной
жизни.
В
соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
– становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебном процессе;
– формирование
у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности;
– духовно–нравственное
развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– сохранение
и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся,
обеспечение их эмоционального
благополучия;
– развитие
творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
сохранить и поддержать индивидуальность
каждого ребенка;
– создание
педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данном
уровне, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие
уровни образования и во внешкольную практику.
В
ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре
ООП НОО.
Структура
программы включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Целевой
раздел включает:
–
пояснительную записку;
–
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
–
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный
раздел определяет общее содержание
начального общего образования и включает образовательные программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов, в том числе:
–
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
–
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
–
рабочая программа воспитания;
–
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
–
программу коррекционной работы.
Организационный
раздел устанавливает общие рамки
организации образовательной деятельности, а также механизм реализации
компонентов основной образовательной программы.
Организационный
раздел включает:
–
учебный план начального общего образования;
–
план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план
воспитательной работы;
–
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Пояснительная
записка раскрывает цели начального общего образования, конкретизирует их в
соответствии с требованиями ФГОС, спецификой образовательного учреждения и
учебно – методическим комплектом, используемым в начальной школе.
Рабочие
программы по всем учебным предметам конкретизируют цели образовательной
программы применительно к предмету. Учебный план соответствует требованиям ФГОС
НОО.
В
основе реализации основной образовательной программы лежит
системнодеятельностный подход, который предполагает:
–
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
–
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
–
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира;
–
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
–
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно–воспитательных целей и путей их достижения;
–
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего и профессионального образования;
–
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития.
Основная
образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального
общего образования как фундамента всего последующего обучения. Представлены три
образовательные составляющие планируемого результата: предметные,
метапредметные, личностные.
Планируемые
результаты:
–
обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной
программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики
обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
–
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов, курсов, учебно–методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования.
В
соответствии с системно–деятельностным подходом содержание планируемых
результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным
материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно–практические
задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и
понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным
ситуациям.
Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями –
познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными
через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в
ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо
выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой
для последующего обучения.
Программы,
имеющие воспитательную и социальную направленность, содержат перечень
планируемых результатов воспитания, рекомендации по организации и текущему
педагогическому контролю урочной и внеурочной деятельности.
Разработана
процедура системы планируемых результатов. Она обеспечивает комплексный подход
к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку
метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
Совместная работа учителя и обучающегося ориентирована на фиксацию
индивидуального прогресса обучающихся (портфолио). Акцент в проектировании
образовательного процесса в условиях ФГОС и освоения ООП НОО сделан на
использовании современных образовательных технологий. В процессе изучения всех
без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия