Описание основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кольцовская СОШ»
Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ «Кольцовская СОШ» разработана рабочей группой педагогических работников школы
под руководством заместителя директора по УВР на основе ФГОС ООО, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
с учетом Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22
от 18.03.2022 г.. Программа рассмотрена и принята на педагогическом совете от 18.05.2022 протокол №6
и утверждена приказом по школе от 25.05.2022 №23
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее
образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление
и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического
вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к
социальному самоопределению).
Основная образовательная программа основного общего образования,
, является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной
деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы
и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих
основных задач:
- обеспечение соответствия основной
образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение доступности получения
качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися,
в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- реализацию программы воспитания, обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий
для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания
урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и
инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно
полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
- участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании
и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы
познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское
проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Создавая программу основного общего образования, МБОУ «Кольцовская
СОШ» учитывала следующие принципы и подходы:
- системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию
на результаты обучения, на развитие его активной учебно-познавательной деятельности
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся
во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности
его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности
знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;
- обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых предметов;
- принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
- принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных
технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение
объема учебной нагрузки в соответствие с требованиям действующих санитарных правил
и нормативов.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей
развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом
и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы
в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой
внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный
поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию
способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных
планов во временнóй перспективе;
- с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует
его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации
кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся
с учителем и сверстниками.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы), характеризуется:
- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими
за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних
особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных
субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества»,
в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; - обостренной
в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей
и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что
порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов,
моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием
между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и
протеста; 6 изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок,
характером социальных взаимодействий, способами получения информации.
Общая характеристика
программы основного образования
Программа основного общего образования разрабатывается в соответствии
со ФГОС основного общего образования и с учетом Примерной основной образовательной
программой (ПООП).
Примерная основная образовательная программа, согласно закону «Об
образовании в Российской Федерации», — это учебно-методическая документация (примерный
учебный план, примерный календарный план, учебный график, примерные рабочие программы
учебных предметов, иные компоненты), определяющая объем и содержание образования
определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
разрабатывается на основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития
регионов, этнокультурных особенностей населения.
Содержание ООП НОО МБОУ «Кольцовская СОШ»
1.Целевой
раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения
обучающимися программы начального общего образования.
1.3. Система оценки достижения планируемых
результатов освоения программы начального общего образования.
2.Содержательный
раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.
2.2. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
2.3. Рабочая
программа воспитания.
2.4. Программа
коррекционной работы.
3.Организационный
раздел
3.1. Учебный план.
3.2. Календарный учебный график.
3.3. План внеурочной деятельности.
3.4. Календарный план воспитательной
работы.
3.5. Характеристика условий реализации
программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Согласно п.31.2. ФГОС НОО, приказ № 287 от 31.05.2022 г., рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам
освоения программы начального общего образования.
Рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения программы
основного общего
образования и разрабатываться
на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.
Рабочие программы
учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны
включать:
содержание
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы
планируемые результаты освоения учебного
предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения
и воспитания различных
групп пользователей, представленными
в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
Рабочие
программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения
занятий.
Рабочие программы
учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы
воспитания
В программе прописана система условий
(кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических
и информационно-методических), созданных в школе для реализации программы на уровне
основного общего образования.
Ссылка на Основную образовательную программу основного общего образования