Описание основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Кольцовская СОШ"



Описание
основной образовательной программы
основного общего образования

 

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольцовская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577); приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577; примерной основной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола от 28.10.2015 г. № 3/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

ООП ООО определяет основные цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, гражданское, социальное, личностно и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенции и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитии личности обучающегося в ее самобытности уникальности, неповторимости;

- становление гражданина и патриота, социально активного и ответственного, способного к самообразованию и самосовершенствованию с целью нахождения своего места в современном обществе.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в том числе детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ;

-          установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как в части образовательной программы, так и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурному уровню развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организации дополнительного образования;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества, проектной и учебно – исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта управления и действия;

- социальное и учебно – исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с образовательными учреждениями профессионального образования;

- сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общие назначения, цели, задачи и планируемые результаты реализации ОПП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

 - пояснительную записку,

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,

-систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание ООО и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

- программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования;

- программу отдельных учебных предметов и курсов;

- программу воспитания и социализации обучающихся;

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ООП.

Организационный раздел включает:

- учебный план основного общего образования;

- систему условий реализации основной образовательной программы.        

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;

- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательной деятельности и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач к  развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

- с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно – нравственное, физкультурно – спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, Российское движение школьников, научно – практические конференции, школьные научные сообщества, олимпиады, общественно – полезные практики, Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», музейное дело, волонтерская деятельность).