Описание
основной образовательной программы
основного общего образования
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольцовская средняя
общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России
от 31.12.2015 г. № 1577); приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №
1577; примерной основной образовательной программы основного общего образования
(в редакции протокола от 28.10.2015 г. № 3/15 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
ООП
ООО определяет основные цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне основного общего
образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно –
нравственное, гражданское, социальное, личностно и интеллектуальное развитие,
саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их
социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья.
Основная
образовательная программа основного общего образования реализуется через
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно – эпидемиологических правил и нормативов.
Целями реализации основной образовательной программы основного
общего образования являются:
-
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенции и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
-
становление и развитии личности обучающегося в ее самобытности уникальности,
неповторимости;
-
становление гражданина и патриота, социально активного и ответственного,
способного к самообразованию и самосовершенствованию с целью нахождения своего
места в современном обществе.
Достижение
поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования, в том числе детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ;
-
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как в части образовательной
программы, так и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурному уровню развития
личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
-
взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему
клубов, секций, кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организации дополнительного
образования;
-
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического
творчества, проектной и учебно – исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды и уклада;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды города для приобретения опыта управления и действия;
-
социальное и учебно – исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с образовательными учреждениями профессионального
образования;
-
сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся.
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО)
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел определяет общие назначения, цели,
задачи и планируемые результаты реализации ОПП ООО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой
раздел включает:
- пояснительную записку,
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования,
-систему
оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Содержательный
раздел определяет общее содержание ООО и
включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-
программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего
образования;
-
программу отдельных учебных предметов и курсов;
-
программу воспитания и социализации обучающихся;
-
программу коррекционной работы.
Организационный
раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ООП.
Организационный
раздел включает:
-
учебный план основного общего образования;
-
систему условий реализации основной образовательной программы.
Методологической
основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития учащихся;
-
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития учащихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательной деятельности и определении образовательно-воспитательных целей
и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого учащегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности,
детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная
образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
-
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых
только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от
способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели
к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции учащегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря
развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в
различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных
действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной
постановки учащимися новых учебных задач к
развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и
построению жизненных планов во временнóй перспективе;
-
с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
учащихся с учителем и сверстниками;
-
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной
исследовательской.
Учет
особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного
процесса и выбором условий и методик обучения. Объективно необходимое для
подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и
от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно – нравственное, физкультурно –
спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации,
Российское движение школьников, научно – практические конференции, школьные
научные сообщества, олимпиады, общественно – полезные практики, Всероссийское
военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», музейное дело,
волонтерская деятельность).